Особенности
развития мышц у детей.
Мышцы играют большую роль в развитии организма. Они
способствуют выполнению различных движений, защищают
организм.
В развитии мышц выделяют несколько значимых возрастов.
Один из них - 3—4 года. В этот период диаметр мышц
увеличивается в 2-2,5 раза, происходит
дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года, сохраняется без существенных
изменений до шестилетнего возраста.
Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка в 3-4 года еще недостаточно
развиты. Кистевая динамометрия (правая рука) в четыре
года у мальчиков всего 4,1 кг, а у девочек - 3,8 кг. Крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой.
Поэтому детям легче даются движения всей
рукой. Но постепенно совершенствуются движения кистью, пальцами.
В процессе роста и развития разные группы мышц
развиваются неравномерно. Масса нижних
конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.
Характеристикой функционального созревания мышц служит
мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у
детей среднего дошкольного возраста наибольшее по
сравнению с другими возрастами. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает
мышечная сила. Сила кисти правой руки за
период от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков от 5,9 до 9 кг, у девочек от 4,8 кг до 8,3 кг.
В шесть лет у ребенка наступает следующий этап в
развитии мышц. В этот период хорошо развиты
крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы,
особенно кистей рук. Поэтому дети относительно
легко выполняют задания в ходьбе, беге, прыжках, известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с мелкой
моторикой мышц.
Развитие
силы, ловкости, выносливости - залог здоровья ребенка.
Физическое
воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, и
направлено оно на своевременное формирование у
дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях,
двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, она вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, в совершенствовании
всех функциональных систем организма
(сердечно-сосудистой, мышечной и т. д.).
Многих врачей, физиологов, педагогов, специалистов по
физкультуре и спорту волнуют вопросы
развития детского организма, сохранения, укрепления здоровья детей в наши дни. Современные исследования
показывают, что наряду с другими отклонениями в физическом развитии, многие
дети страдают недостаточно развитой
мускулатурой тела, имеют слабую мышечную систему, а это влечет за собой
изменения механизмов терморегуляции, органов дыхания, нарушения правильного функционирования
сердечно-сосудистой системы, вегетативных
функций и др. Именно недостаточное развитие мышц приводит к нарушению осанки. И это наблюдается довольно часто у
подрастающего поколения, поэтому важно найти
решение этой проблемы путем развития у детей такого двигательного качества, как сила.
С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых
быстро расширяется круг доступных движений, при
этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения
обусловлено уровнем развития двигательного качества, без
которого оно не может быть выполнено. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться
умений в двигательной деятельности. Для
двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в
разных движениях, но иметь один и тот же
показатель. Сила является одним из основных двигательных качеств, она указывает
на состояние мышечной системы ребенка, способствует развитию других двигательных качеств. Невозможно развивать
выносливость, быстроту у ребенка со слабо развитыми
мышцами.
Развитие силы происходит под влиянием постоянных
упражнений, что уменьшает вероятность
появления у детей ошибок в технике движений. Работа над ее развитием расширяет диапазон двигательных
возможностей детей, совершенствует их
координационные способности. По мнению Л. А. Орбели, «очень важно с первых лет развития использовать свой
мышечный аппарат и соответствующие ему
центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретным, ограниченным формам движения, которые
создаются в комнатной обстановке нашей
культурной жизни, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены». |