Еще относительно недавно воспитателям дошкольных учреждений и
медицинским работникам, как, впрочем, и учителям начальных классов и родителям,
редко доводилось переживать по поводу готовности детей к школе. Каждый 7-летний ребенок (не раньше и
не позже) автоматически становился учеником. А требования школы к начинающим
учиться были вполне адекватны уровню развития детей того времени.
Однако несколько десятилетий назад возникла проблема
готовности к школьному обучению. Практика показывает, что начинать
систематическое обучение в школе могут только здоровые дети, обладающие
достаточной функциональной готовностью, т. е. школьной зрелостью.
Было выявлено, что, если зрелость детского организма
недостаточна, учебные нагрузки приводят к ухудшению состояния здоровья,
увеличению заболеваемости, снижению работоспособности. И наоборот, чем лучше
готов организм ребенка к изменениям, связанным с началом обучения в школе, тем
без болезненнее проходит приспособление к новым условиям.
К сожалению, в последние годы, с одной стороны,
констатируется увеличение числа детей с ослабленным здоровьем, незрелостью
нервной системы, замедлением развития психических функций и навыков
социализации; с другой существенно увеличиваются требования школьной программы к
детям.
Родители, напуганные требованиями современной школы и желая
поднять интеллект своего ребенка, зачастую начинают подготовку его задолго до
начала обучения. Сегодня не редкость, когда активные попытки обучения ребенка иностранному
языку, чтению, письму, сопровождаемые занятием музыкой, спортом...,
предпринимаются уже с 3—4 лет.
С одной стороны это конечно хорошо, но не стоит слишком
фанатично к этому относиться, поскольку ведущая деятельность у ребенка в этом
возрасте игра и она занимает большую часть времени ребенка. Родители часто в
процессе подготовки своего ребенка к школе основное внимание уделяют
формированию у него таких практических навыков, как чтение, письмо, счет. Давайте не будем лишать ребенка детства! И наряду с обучением
будем все-таки оставлять ребенку время на игру, поскольку она развивает не хуже
учебы. Психика детей развивается, когда они играют, рисуют, лепят, бегают,
прыгают… Дело в том, что для развития той или иной моторной или психической
функции эволюционно заложены определенные сроки, психологами они называются
сензитивные периоды, например, 3 года – сензитивный период для развития речи, 5
лет - сензитивный период для развития нравственной сферы ребенка, привития
навыков опрятности, аккуратности и т.д.
Несомненно, что ребенок, идущий в школу, должен быть зрелым в
физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня
умственного и эмоционально-волевого развития. Но, нельзя забывать о том, что к
школьному возрасту, каждый ребенок приходит абсолютно по-разному.
Сейчас в детских садах проводится диагностика готовности
детей к школьному обучению, которая направлена на раннее выявление
неготовности отдельных функций.
Готовность к школе понимается как результат общего
психического развития ребенка на протяжении всей его дошкольной жизни.
Уровень готовности ребенка к школе может зависеть от
множества факторов:
·
образовательного
уровня родителей,
·
состава
семьи,
·
методов воспитания,
·
состояния
здоровья ребенка,
·
особенностей
его развития (начиная с внутриутробного) и т. д.
КРИТЕРИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Их можно представить в виде суммы четырех составляющих:
·
физиологическая
готовность организма, его зрелость,
·
психологическая
готовность,
·
личностная
готовность,
·
уровень
социализации.
Зрелость организма рассматривается как
уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного
рода, новый режим жизни не будут для ребенка чрезмерно обременительными. Критерием
школьной зрелости может служить работоспособность ребенка и течение дня,
недели или обратный показатель — его утомляемость.
Психологическая готовность — это готовность
психических функций (восприятие,
мышление, память, внимание, речь). Зрелость их определяется определенной степенью
произвольности и опосредованности. Произвольность познавательной
деятельности здесь понимается как способность к включению мышления, памяти,
внимания, по требованию педагога и применительно к изучаемому предмету. То
есть, способность к концентрации внимания по требованию педагога, способность
рассуждать на тему заданную педагогом, способность к обобщениям, способность к
развернутой речи, способность понимать и запоминать то, о чем говориться.
Именно это обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного
обучения.
Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребенка
соподчинять мотивы, управлять своим поведением.
Однако все это выступает в качестве инструмента для успешного
усвоения учебных знаний и умений.
Базой для их успешного
овладения является умственное развитие ребенка, т. е. определенный запас
сведений об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и
неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах
поведения.
Личностная готовность (или иными словами наличие учебной мотивации) включает в себя желание
ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность. Появление такого
желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребенок, осознавая свои
возросшие возможности, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра.
Ребенок психологически перерастает игру. Положение школьника выступает для него
как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все
относятся с уважением.
Социальная зрелость –
определяется способностью ребенка строить взаимоотношения с людьми по
определенным правилам и нормам. Другими словами, старший дошкольник уже
понимает, что окружающие его люди чувствуют и переживают не всегда так, как он
сам, он должен уметь вчувствоваться в состояние окружающих и адекватно реагировать на их переживания и
поведение. Однако даже
готовому к школе ребенку будут необходимы внимание и помощь родителей. |