Форма входа

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Март » 28 » ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
10:01
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Еще относительно недавно воспитателям дошкольных учреждений и медицинским работникам, как, впрочем, и учителям начальных классов и родителям, редко доводилось переживать по поводу готов­ности детей к школе. Каждый                  7-летний ребенок (не раньше и не поз­же) автоматически становился учеником. А требования школы к на­чинающим учиться были вполне адекватны уровню развития детей того времени.

Однако несколько десятилетий назад возникла проблема готовности к школьному обучению. Практика показывает, что начинать систематическое обучение в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. школьной зрелостью.

Было выявлено, что, если зрелость детского организма недостаточна, учеб­ные нагрузки приводят к ухудшению состояния здоровья, увеличению заболеваемости, снижению работоспособности. И наоборот, чем луч­ше готов организм ребенка к изменениям, связанным с началом обуче­ния в школе, тем без болезненнее проходит приспособление к новым условиям.

К сожалению, в последние годы, с одной сто­роны, констатируется увеличение числа детей с ослабленным здоровьем, незрелостью нервной системы, замедлением развития психических функций и навыков социализации; с другой существенно увеличиваются требования школьной программы к детям.

Родители, напуганные требованиями современной школы и желая поднять интеллект своего ребенка, зачастую начинают подготовку его задолго до начала обучения. Сегодня не редкость, когда активные попытки обучения ребенка иностранному языку, чтению, письму, сопровождаемые занятием музы­кой, спортом..., предпринимаются уже с 3—4 лет.

С одной стороны это конечно хорошо, но не стоит слишком фанатично к этому относиться, поскольку ведущая деятельность у ребенка в этом возрасте игра и она занимает большую часть времени ребенка. Родители часто в процессе подготовки своего ребенка к школе основное внимание уделяют формированию у него таких практических навыков, как чтение, письмо, счет. Давайте не будем лишать ребенка детства! И наряду с обучением будем все-таки оставлять ребенку время на игру, поскольку она развивает не хуже учебы. Психика детей развивается, когда они играют, рисуют, лепят, бегают, прыгают… Дело в том, что для развития той или иной моторной или психической функции эволюционно заложены определенные сроки, психологами они называются сензитивные периоды, например, 3 года – сензитивный период для развития речи, 5 лет - сензитивный период для развития нравственной сферы ребенка, привития навыков опрятности, аккуратности и т.д.

Несомненно, что ребенок, идущий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь оп­ределенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Но, нельзя забывать о том, что к школьному возрасту, каждый ребенок приходит абсолютно по-разному.

Сейчас в детских садах проводится диагностика готовности детей к школьному обуче­нию, которая направлена на раннее выявление неготовно­сти отдельных функций.

Готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребенка на протяжении всей его до­школьной жизни.

Уровень готовности ребенка к школе может зависеть от множества факторов:

·        образовательного уровня родителей,                          

·        состава семьи,

·         методов воспитания,

·        состояния здоровья ребенка,

·        особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т. д.

 

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Их можно представить в виде суммы четырех составляющих:

·        физиологическая готовность организма, его зрелость,

·        психологическая готовность,

·        личностная готовность,

·        уровень социализации.

Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при ко­тором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребенка чрезмерно обременительными. Кри­терием школьной зрелости может служить работоспособность ребенка и течение дня, недели или обратный показатель — его утомляемость.

Психологическая готовность — это готовность психических функ­ций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Зрелость  их определяется определенной степенью произвольности и опосредованности. Произвольность по­знавательной деятельности здесь понимается как способность к включению мышления, памяти, внимания, по требованию педагога и применительно к изучаемому предмету. То есть, способность к концентрации внимания по требованию педагога, способность рассуждать на тему заданную педагогом, способность к обобщениям, способность к развернутой речи, способность понимать и запоминать то, о чем говориться. Именно это обеспечи­вает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения.

Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведени­ем.

Однако все это выступает в качестве инструмента для успешного усвоения учебных знаний и умений.

 Базой для их успешного овладения является умственное развитие ребенка, т. е. определенный запас сведений об окружающем мире: о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторо­нах общественной жизни, моральных нормах поведения.

Личностная готовность (или иными словами наличие учебной мотивации) включает в себя желание ребенка стать школь­ником, выполнять учебную деятельность. Появление такого желания к концу дошкольного возраста связано с тем, что ребенок, осознавая свои возросшие возможности, перестает удовлетворяться тем способом приобщения  к жизни взрослых, который дает ему игра. Ребенок психологически перерастает игру. Положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Социальная зрелость определяется способностью ребенка строить взаимоотношения с людьми по определенным правилам и нормам. Другими словами, старший дошкольник уже понимает, что окружающие его люди чувствуют и переживают не всегда так, как он сам, он должен уметь вчувствоваться в состояние окружающих и адекватно реагировать на их переживания и поведение. Однако даже готовому к школе ребенку будут необходимы внимание и помощь родителей.

Просмотров: 338 | Добавил: psixologi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2018