АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.
Памятка для родителей
Начало посещения ребёнком детского сада является новым этапом в
его жизни, поэтому лучше подготовиться к нему заранее. Критерием благополучного
психологического и физического состояния ребёнка является его успешная
адаптация. В том случае, когда ребёнок не справляется с задачей адаптации к
новым условиям, мы можем наблюдать симптомы трудной адаптации. К ним относятся:
- нарушение
положительного эмоционального состояния ребёнка;
- ребёнок
много плачет, стремится к эмоциональному контакту с взрослыми или,
напротив, раздражённо отказывается от него;
- ребёнок
испытывает сложности с установлением контакта с другими детьми;
- нарушение
аппетита;
- нарушение
сна;
- болезненно
протекает разлука с родными;
- снижается
общая активность;
- общее
подавленное состояние.
Однако в силах родителей предотвратить подобные последствия
посещения детского сада. Для этого специалисты рекомендуют предпринять
следующие меры.
1. В первую очередь взрослые должны выбрать сад, который произведёт
на них благоприятное впечатление, познакомиться с педагогами-воспитателями.
2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка
психологически - рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что
там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш
привыкал к территории. Родитель может поделиться с ребёнком собственными
положительными воспоминаниями о пребывании в саду. Однако одновременно с этим
нужно не перестараться - не стоит слишком часто акцентировать внимание на
предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в
собственных силах.
3. Можно поиграть с ребёнком в игру «Детский сад». Роль малыша
может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как
можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре
соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку,
гулять, обедать, ложиться спать… Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш
начнет ходить в садик. В игре вам будет проще проследить, какие проблемы и
трудности он испытывает, помочь ему справиться с ними.
4. В том случае, если детский сад находится поблизости от дома,
в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно
с ними он и будет общаться в первые несколько дней — до тех пор, пока не найдет
себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок,
который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь
из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
5. К режиму детского сада необходимо подготовиться также
заблаговременно - обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера,
тихий час - с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому
перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца.
Отправляться ко сну лучше в 21.00.
6. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять
ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно
увеличивать время пребывания в детском саду. Рекомендации психологов следующие
- около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при
нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после полдника, а уже потом
можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как
психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать
"разгрузочные от садика" дни - один-два дня в неделю оставаться с ним
дома.
6. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям
стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой
пище - супам, кашам, салатам и т.д. Если Ваш ребёнок не отличается хорошим
аппетитом, стоит заранее поговорить с воспитателем – ни в коем случае не
следует насильно заставлять ребёнка есть.
7. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам
самообслуживания. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели, в более
старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки
самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке
ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и
т.д.
8. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку
брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.
Пусть игрушка ходит с ребенком в детский сад «ежедневно» и знакомится там с
другими игрушками. Расспрашивайте ребёнка, что с игрушкой происходило, кто с
ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих
чувствах от имени игрушки).
9. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать
- держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает
истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и
"передать" в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается
идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и
успокаиваются. Оставляя ребенка, главное — не исчезать внезапно. Ребенок должен
видеть, что мама уходит и потом придет. Нужно подробно объяснить ребенку, что он
будет сейчас делать: «Ты сейчас поиграешь, покушаешь, поспишь, а я пока схожу в
магазин, куплю тебе что-нибудь вкусное. Потом ты проснешься, а я уже за тобой
пришла».
10. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском
саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву,
поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в
привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то,
что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
11. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно
стараться посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть,
разговаривать.
12. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением
ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте
возникающие проблемы.
|